Предмет, объект и субъект оценки эффективности в государственном управлении
Действующие в настоящее время механизмы оптимизации расходов бюджетов вызывают множество споров и разногласий. Оценивать эффективность использования ресурсов бюджетов можно применительно к государственным программам и к их составляющим; к отдельным учреждениям и к целым отраслям; к публично-правовым образованиям; к казенным учреждениям, к автономным и бюджетным; к операционной деятельности или к отдельной бизнес-функции. Главное — научиться правильно определять, во-первых, результат, которого должен достичь выбранный объект, чья деятельность оценивается на предмет эффективности, а во-вторых, ресурсы, направляемые на получение продукта (услуги) и, соответственно, результатов. При оценке эффективности использования бюджетных ресурсов и разработке способов измерения и формирования критериев эффективности следует учитывать не только экономическую составляющую, связывающую объемы продукта (услуги) или результата с затратами на их предоставление, но и различные другие составляющие эффективности.

В одних случаях ресурсы могут быть статичны, а эффективность может проявлять себя за счет повышения качества и количества продукта (услуги) или полученного результата. В других случаях качество и количество продукта (услуги) может оставаться почти неизменным, однако деятельность объекта может быть настроена на меньшее потребление ресурсов. А в некоторых вариантах, как, например, с централизованными бухгалтериями, одновременно отмечается как кратное снижение потребления ресурсов за счет повышения производительности труда персонала, так и повышение качества бухгалтерской услуги за счет применения современных информационных технологий централизованной обработки данных и научной организации труда. Кроме этого вследствие повышения качества управленческой информации существенно улучшается конечный результат: принятие решений в управлении территориями постепенно переходит на более совершенный уровень, что в период кризиса является особенно актуальным для его преодоления.
Оценка эффективности принятия решения
о централизации бухгалтерского учета учреждений образования МО Иркутский район
Деятельность
Ведение бухгалтерского учета (обработка информации об экономических транзакциях) учреждениями образования
(организация + автоматизация бюджетного учета)
Цель
Предоставление актуальной и достоверной информации об экономических транзакциях, осуществляемых системой государственного управления.
Объект оценки
Публично-правовое образование (Иркутский район Иркутской области)
Субъект оценки
Администрация публично-правового образования.

Статья 34 БК РФ. Принцип эффективности использования бюджетных средств
Ресурсы бюджета
Ресурс
Децентрализованная модель Централизованная модель

Информация об экономических событиях:
  • 65 тыс. ежегодных транзакций ФХД
  • 75 юридических лиц;
  • 500 тыс. транзакций по расчету з/пл 4000 сотрудников

Бюджетные средства:
50 млн. руб/>100 чел. 20 млн. руб. /40 чел
Продукт (услуга)
Информация об экономических событиях
Получатели услуги
Внутренние и внешние получатели (персонал, администрация, ОИВ, ФНС, ПФ и т.д.)
Промежуточный результат
  • Контроль соответствию законодательству
  • Новые знания
  • Изменение (улучшение) системы управления
  • Улучшение навыков управления
Конечный результат
Подотчетность ответственных лиц Степень достижения целей функциональной деятельности